Логотип
КУПИТЬ БИЛЕТЫ

на спектакли в Санкт-Петербурге

Комитет по культуре

Открытое письмо Бориса Эйфмана организаторам премии «Золотой Софит»

photo

Руководству, номинационному совету,
экспертному совету по музыкальным театрам премии «Золотой Софит»;
театральной общественности Санкт-Петербурга и России;
петербургским и российским ценителям балетного искусства

Открытое письмо

5 августа был обнародован список номинантов «Золотого Софита» - награды, именующейся «высшей театральной премией Санкт-Петербурга». В опубликованном перечне – крупные и небольшие театры нашего города, чьи творческие достижения для экспертов очевидны.

Санкт-Петербургского академического театра балета Бориса Эйфмана в этом списке нет. Как не было его среди номинантов премии и в прошлом году. Наверное, потому, что созданное нами за эти сезоны, по мнению организаторов «Софита», не является значимой и достойной частью театральной жизни Петербурга. Наших спектаклей «По ту сторону греха» и «Реквием», выпущенных в 2013–2014 гг., словно и не было. Как и тысяч российских, немецких, итальянских и иных зрителей, рукоплескавших этим балетам.

Я многократно подчеркивал, что не работаю ради наград и титулов. Могу и сейчас подписаться под этими словами. Мой наиболее строгий критик – я сам. И ни одна грамота или статуэтка не избавит меня от тлеющих внутри сомнений – как и не породит новые. Но рядом со мной – артисты. Десятки молодых глаз, горящих справедливой жаждой профессионального признания. Рядом те, кто на протяжении 10-12 месяцев ежедневно работает по 7-8 часов, проходя через далеко не метафорические пот, кровь и слезы. И в этом каторжном труде рождается спектакль, который смотрят (сидя в мягком, отделанном бархатом кресле) критики, театроведы и всевозможные иные судьи.

Приходите к нам в балетный зал, уважаемые эксперты, взгляните артистам в глаза и объясните, почему масштабные спектакли с оригинальной хореографией, потрясшие балетоманов и критиков России и Европы, столь демонстративно не замечены Вами. Почему просто проигнорировать Эйфмана уже недостаточно и надо лишать заслуженного поощрения его танцовщиков. Расскажите, откуда взялась эта внезапная профессиональная слепота. Неужели все дело в пошлой необходимости отрабатывать бесплатные билеты на премьеры отмеченных вами театров?!

Я переживаю за своих артистов. Но едва ли не досаднее то, что некогда уважаемая и авторитетная премия окончательно выродилась в местечковый клуб «для своих», где царят клановость и непрозрачность. Не знаю, является ли столь печальная ситуация прямым следствием бездумного подражания «Золотой Маске», перенимания и доведения до абсурда присущего национальной театральной премии комплекса проблем. Возможно, есть и другие причины. Однако необходимость кардинального реформирования «Золотого Софита» сегодня очевидна. Городу нужна премия, реально способствующая развитию петербургского сценического искусства, оказывающая поддержку молодым творцам. «Софит» должен выхватывать своим лучом новые таланты из тьмы безвестности и освещать их дальнейший путь. Петербургская культура мертвеет без свежей крови. Смешивая же в списке номинантов имена мэтров и молодых художников и механически распределяя между первыми дежурные награды, «Софит» тормозит столь необходимый процесс смены поколений в искусстве.

Считаю невозможным для себя и своего театра любое дальнейшее участие в «Золотом Софите» в его сегодняшнем виде. Отдельно подчеркиваю абсолютную несправедливость и необдуманность действий организаторов премии, исключивших номинации «Лучшая мужская роль в балетном спектакле» и «Лучшая женская роль в балетном спектакле».* Решившиеся на подобный шаг не понимают и, видимо, никогда не поймут, сколько физических и душевных сил вкладывает танцовщик в создание сценического образа. В то же время выражаю надежду на преображение премии. Предпосылки к этому есть. В частности, не может не радовать появление отдельной номинации для балетных спектаклей малой формы, поощряющей молодых талантливых хореографов.

Нынешнее же состояние «Золотого Софита» ввергает в уныние. Прогнило что-то в этом театральном королевстве. Если решительные перемены не последуют, то в следующий раз за обладание «Софитом» Мариус Петипа будет бороться с Фредериком Аштоном, а Джордж Баланчин – с Роланом Пети. Светлая память моим выдающимся коллегам и искренние пожелания успехов в соискании высшей театральной премии современного Санкт-Петербурга.

Художественный руководитель
Санкт-Петербургского государственного академического театра балета,
Народный артист России,
Лауреат Государственной премии России

Борис Эйфман

  • Комментарий администрации Санкт-Петербургского государственного академического театра балета:

Высказывание об исключении премий за лучшую мужскую роль и лучшую женскую роль в балетном спектакле не соответствует действительности. Данная неточность вызвана невозможностью получения из открытых источников полного списка номинантов. В сообщениях СМИ о состоявшемся 5 августа объявлении перечня претендентов на «Золотой Софит» не содержалось никакой информации об актерских номинациях в разделе «Музыкальные театры». Официальный сайт премии не обновляется с 2012 года, что, в свою очередь, является симптоматичным фактом.

Считаем необходимым еще раз отметить парадоксальность ситуации, когда на высшую театральную премию Санкт-Петербурга в 2014 году выдвигаются спектакли, созданные в Великобритании в середине прошлого века. Такие постановки по определению не могут причисляться к достижениям современного сценического искусства города. По нашему глубокому убеждению, подобная практика является губительной для петербургского балета и задает участникам художественного процесса (прежде всего – молодым творцам) неверный вектор развития.