Логотип
КУПИТЬ БИЛЕТЫ

на спектакли в Санкт-Петербурге

Комитет по культуре

Заявление Театра и Академии танца по проектам общежития и интерната на ул. Большой Пушкарской

photo

Заявление Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана и Академии танца Бориса Эйфмана в связи с ситуацией вокруг строительства общежития для артистов и интерната для воспитанников хореографической школы на ул. Большой Пушкарской

На протяжении всего 2020 года группой городских активистов при участии отдельных депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга ведется целенаправленная кампания, обращенная против Санкт-Петербургского государственного академического театра балета, Академии танца и их основателя – народного артиста России Бориса Эйфмана. При этом в социальных сетях и ряде СМИ, а также в ходе уличных акций распространяются сведения, не соответствующие действительности и порочащие честь и достоинство всемирно известного хореографа и возглавляемых им организаций.

Поводом для подобной атаки стали планы по строительству общежития для театральных деятелей и интерната для воспитанников Академии по адресам: ул. Большая Пушкарская, д. 7 и ул. Большая Пушкарская, д. 9. В этой связи считаем необходимым отметить следующее.

Труппа Бориса Эйфмана, общепризнанно являющаяся одной из ведущих балетных компаний России и мира, на протяжении всей 43-летней истории не имеет собственного театрального дома. Коллектив выступает в родном городе на арендуемых площадках и создает полноформатные спектакли, с триумфом идущие на самых престижных сценах Европы, Америки и Азии, в условиях небольшой репетиционной базы. Только через несколько лет в Санкт-Петербурге должен появиться Дворец танца – долгожданный дом для труппы Эйфмана, а также инновационный международный центр хореографического искусства, в котором будут представлены разнообразные направления и стили.

В настоящее время численность творческого персонала Театра составляет 75 человек. Абсолютное большинство артистов – иногородние. Организация едва справляется с размещением даже такого числа танцовщиков. В штатном расписании Дворца танца будет 500 сотрудников. Решить проблему обеспечения их жильем может обустройство общежития по адресу: ул. Большая Пушкарская, д. 7. Его появление даст возможность приглашать талантливых зарубежных и иногородних артистов и театральных деятелей (подобная практика неизбежна, т.к. в Санкт-Петербурге нет достаточного количества высококвалифицированных специалистов). Таким образом, планируемое общежитие – не коммерческий, а социальный проект, направленный на развитие культурного потенциала города.

Подчеркнем, что служебное жилье есть у всех ведущих музыкальных театров Санкт-Петербурга. Однако объектом травли становятся не они, а именно Борис Эйфман, чьему коллективу в 2019 году было формально передано в оперативное управление аварийное полуразрушенное здание по адресу: ул. Большая Пушкарская, д. 7. В откровенно клеветнических публикациях и заявлениях хореограф называется, среди прочего, поджигателем домов, разрушителем исторического центра города и основателем сомнительной «бизнес-империи». И это – лишь некоторая часть той грязи, которая продолжает литься на Бориса Эйфмана. Основными приемами недобросовестных авторов и активистов стали ложь и искажение фактов. В частности, о принятом в августе текущего года плане реконструкции здания по адресу: ул. Большая Пушкарская, д. 7 отдельные новостные ресурсы писали как об одобренном «сносе исторического дома».

Необходимо напомнить: на протяжении многих лет указанный объект ветшал и разрушался, угрожая жизни и здоровью петербуржцев и служа излюбленным местом обитания асоциальных элементов. И все это время «неравнодушная общественность» не проявляла почти никакого интереса к судьбе дома. Волна истерии поднялась именно тогда, когда была завершена длительная подготовка к работам, призванным вдохнуть новую жизнь в почти утраченное строение.

На сегодняшний момент здание поражено ядовитой плесенью и по сути представляет собой руины. Государственной экспертизой установлено, что дом в его нынешнем виде сохранению не подлежит. Тем не менее, принятый план реконструкции предусматривает не снос строения (как повсеместно заявляется градозащитниками), а сохранение 1-5-го этажей лицевого флигеля и воссоздание аварийных 6-го этажа и мансарды. Также будет восстановлена конфигурация дворовых корпусов, что позволит сберечь исторический облик комплекса.

Вызывает недоумение тот факт, что бесспорные заслуги Бориса Эйфмана в сфере сохранения архитектурного наследия города демонстративно игнорируются участниками кампании против Театра и Академии. Так, никто из них не вспоминает об особняке Ю. К. Добберт (ул. Большая Пушкарская, д. 14), который открылся в августе 2015 года после практически безупречно проведенных реконструкции и реставрации. Сегодня в этом возрожденном по инициативе хореографа памятнике деревянного зодчества XIX века, одном из немногих сохранившихся в Санкт-Петербурге, находится музей истории балета. Не говорят организаторы травли и о спасенном Театром от обветшания здании склада бывшей канатной фабрики Гота (Петровский пр., д. 20, лит. Ж) – ценном образце промышленной архитектуры второй половины XIX века. В апреле 2019 года после длительного капитального ремонта и реставрационных работ здесь были открыты художественно-производственные мастерские. Вероятно, такие достижения плохо сочетаются с образом Герострата (чьим последователем, по мнению городских активистов, выступает Эйфман).

Участок по соседству с будущим общежитием (ул. Большая Пушкарская, д. 9) передан Академии танца Бориса Эйфмана под строительство интерната для иногородних воспитанников. Проект предусматривает сохранение всех расположенных рядом высокоствольных деревьев.

Академия – единственное в мире балетное училище, принимающее детей с 7 лет и обучающее не только классическому, но и современному танцу (причем совершенно бесплатно). Это уникальный проект, цель которого – дать каждому одаренному ребенку, вне зависимости от его социального статуса и места жительства, возможность получить качественное образование и состояться в искусстве. В Академию принимаются дети со всех регионов России, в том числе из маленьких городов, где нет не только балетных школ, но даже магазинов с аксессуарами для танцев. Однако сейчас работа училища под угрозой срыва.

Академия была открыта Правительством Санкт-Петербурга в 2013 году, и уже через несколько лет стала очевидна нехватка мест в интернате. При строительстве он был рассчитан на 135 человек, но сейчас там живет около 180 иногородних детей. В следующем году в Академии появятся новые специальности, и количество воспитанников будет расти. Кроме того, учащиеся имеют право проживать в интернате только до 18 лет. После достижения совершеннолетия они вынуждены самостоятельно искать себе жилье. К сожалению, далеко не все иногородние семьи могут это себе позволить.

Создание дополнительного интерната одобрено властями Санкт-Петербурга, но строительство не начато до сих пор из-за действий той же группы активистов. Они устраивают митинги, распространяют ложную информацию в СМИ, пишут во все инстанции, что у балетной школы достаточно места, а интернат и общежитие нужны не городу, но лично Борису Эйфману.

Академия – государственное учреждение, не оказывающее никаких платных услуг. Все имущество, которое находится в оперативном управлении балетного училища, принадлежит городу и не является частной собственностью.

На участке, переданном Академии под интернат (ул. Большая Пушкарская, д. 9), ранее располагался детский сад № 93. Несколько лет назад здание признали аварийным, и учреждение было перенесено на другую площадку (по адресу: ул. Зверинская, д. 28–30, в 400 м от прежнего места). Садик все эти годы дружит с Академией, дети приходят друг к другу на мероприятия. Реальные родители воспитанников сада ни на что не жалуются и не просят их защищать.

Но у активистов свои цели и особые представления о морали. В День знаний эти люди устроили пикеты у входа в Академию. Они испортили праздник первоклассникам (которые несколько лет готовились к поступлению и прошли три тура экзаменов) и затем горделиво выставляли в социальных сетях фотографии собственного «подвига».

Санкт-Петербург всегда был открыт для талантов из других городов. Многие великие деятели искусства, науки, спорта, прославившие наш город, родились в дальних регионах и приехали сюда учиться. Иногородние воспитанники Академии также станут носителями и продолжателями знаменитых на весь мир традиций петербургской культуры.

Общежитие и расположенный рядом интернат войдут в состав не имеющего аналогов балетного квартала, формирующегося на Петроградской стороне. Это художественно-просветительское, творческое и учебное пространство уже включает в себя Академию, музей балета, открывшийся в 2019 году Детский театр танца с общеобразовательной школой. Появление Дворца танца завершит формирование балетного кластера. Данный масштабный проект осуществляется не для удовлетворения чьих-либо частных амбиций и корыстных интересов (как это пытаются представить некоторые СМИ и комментаторы) и не имеет ничего общего с агрессивной экспансией. Балетный квартал создается во имя будущего петербургской и всей отечественной культуры. Он поможет десяткам тысяч юных талантливых россиян реализовать свой творческий потенциал и укрепит мировое лидерство отечественного балета – искусства, всегда являвшегося в нашей стране предметом национальной гордости.

Администрация СПб ГБУК «Академический театр балета Бориса Эйфмана» и СПб ГБПОУ «Академия танца Бориса Эйфмана»