Репертуар / Up & Down

Балет Бориса Эйфмана
по роману Ф. С. Фицджеральда «Ночь нежна»
на музыку Дж. Гершвина, Ф. Шуберта, А. Берга
Декорации: Зиновий Марголин
Костюмы: Ольга Шаишмелашвили
Свет: Глеб Фильштинский, Борис Эйфман

Премьера: 27 января 2015 года

Продолжительность: 2 часа
Спектакль идёт с одним антрактом

Генеральный спонсор постановки

Бориса Эйфмана по праву называют «хореографом-философом». Однако гораздо более тонким определением, точно фиксирующим эстетическую индивидуальность Мастера, могло бы послужить словосочетание «хореограф-психоаналитик». Справедливо полагая, что инструментарий балетного искусства открывает перед творцом танца воистину безграничные исследовательские возможности, Эйфман погружается в неизведанные глубины внутреннего мира своих героев, проникает в самые потаенные области подсознания.

Квинтэссенцией психоаналитических изысканий хореографа стал балет «Up & Down», сочиненный по мотивам романа Ф. С. Фицджеральда «Ночь нежна». Смысловое пространство спектакля-исследования, заключенное между двумя разнонаправленными векторами сюжета (деградация молодого талантливого врача и восхождение его жены и пациентки), превращено в поле сюрреалистических экспериментов. С помощью оригинальной пластической лексики Эйфман изображает распад сознания героев, извлекая на поверхность их кошмары и мании. Сам хореограф не без иронии подчеркивает: спектаклем «Up & Down» он ставит не просто точку, а кляксу в своей многолетней балетно-психиатрической эпопее.

Взлеты и падения персонажей происходят на фоне блистательного Века Джаза – безудержного праздника жизни, эпохи свободы, чувственности и гедонизма, виртуозно воссоздаваемой Борисом Эйфманом и его артистами.

«Наша судьба соткана из жестоких парадоксов. Богатство может быть невыносимее самой страшной нищеты, а ясный и острый ум оказывается беззащитен перед хаосом бессознательного. Подобную истину прекрасно знал Фрэнсис Скотт Фицджеральд, чей роман «Ночь нежна» вдохновил меня на создание балета «Up & Down». Этот спектакль – трагическая и одновременно ослепительно яркая хроника духовной гибели человека. История о том, как извечная мечта о счастье оборачивается крушением, а внешне красивая и беззаботная жизнь, протекающая под ритмы джаза, – кошмаром.

У главного героя балета – обаятельного светского персонажа и талантливого психиатра – есть все, чтобы реализовать свой дар, сделать блестящую научную карьеру. Однако в мире, подчиненном власти денег и темных инстинктов, подлинная гармония невозможна.

Царство роскоши, в которое погружается доктор, оказывается гибельной трясиной. Крахом увенчивается попытка найти равновесие между собственным внутренним миром и внешней реальностью. Уступка за уступкой – и герой утрачивает свое «Я», фактически оставляя профессию и превращаясь в сиделку при полубезумной жене. Его сознание, харизма, карьера разрушаются. Потеряв все, доктор становится изгоем в обществе, где слабым нет места.

Личность, забывающая о собственной миссии, уничтожающая свой талант, обречена на катастрофу, а компромисс с коварным, наполненным соблазнами миром всегда губителен. И именно о роковых последствиях, к которым приводит предательство человеком самого себя, призван напомнить балет «Up & Down».

Борис Эйфман

Акт первый

Лечебница для душевнобольных. Причудливый калейдоскоп маний, страхов и осколков разума пациентов. В центре этого фантасмагорического мира – молодой психиатр Дик Дайвер. Стремясь помочь несчастным, он погружается в сокровенные тайны их изломанных душ.

Новая обитательница клиники – юная Николь Уоррен, приведенная сюда отцом-миллионером. Проницательному доктору удается завоевать доверие пациентки. Установившаяся духовная связь перерастает в любовное чувство. Но в чем первопричина тех кошмаров, что мучают девушку?

Дайвер отыскивает отца Николь. Под давлением врача Уоррен признается в грехе кровосмешения.

Забота доктора помогает Николь освобождаться от груза прошлого. Дика одолевают муки совести: заповеди врача отвергают возможность близости с пациентами.

Мистер Уоррен – гнетущее олицетворение власти денег – не прочь прикупить для своей дочери личного психиатра. Подобная участь немыслима для Дика. Он вынужден расстаться с подопечной.

Приступы безумия напоминают о хрупкости обретенного Николь душевного равновесия. Ее сознание, расщепленное психическим недугом, порождает зловещего двойника, который преследует девушку. И тем не менее теперь Николь как никогда близка к исцелению. Любовь Дайвера спасительна для нее. Обитатели клиники празднуют свадьбу Дика и Николь.

 

Акт второй

Семейная жизнь Дайверов протекает в стенах лечебницы. Коварная болезнь, готовая вернуться в любой момент, омрачает супружеское счастье. Николь не желает делить Дика с другими пациентами и заставляет его покинуть клинику.

Повседневное существование Дайверов превращено в карнавал. Однако безостановочный праздник не спасает Дика от приступов щемящей тоски по прежней жизни, наполненной благородным трудом врача. Поток роскоши, обрушившийся на Дайвера после женитьбы на обладательнице миллионов, стремительно поглощает его. Начавшийся распад души невозможно остановить.

Дик знакомится с кинодивой Розмэри. Завязавшийся роман не приносит Дайверу желанной гармонии

Болезнь Николь окончательно отступает, обнажая холодную и властолюбивую сущность Уорренов. Брак Дика рушится. Николь сближается с давно влюбленным в нее Томми.

Дайвер сокрушен и раздавлен. Отчаянные хмельные выходки – последний жест бессилия. Его врачебный талант загублен, воля к жизни иссякла, а рассудок затуманен пеленой подступающего безумия. Дик возвращается в некогда оставленную им клинику. Отныне Дайвер – ее новый пациент.