Репертуар / Чайка

Балет Бориса Эйфмана
по пьесе А. П. Чехова
на музыку С. В. Рахманинова
Декорации: Зиновий Марголин
Костюмы: Наталья Зюзькевич
(при участии Ольги Кулижновой и Дарьи Прохоровой)
Консультанты-педагоги по хип-хопу: Slyde (Sylvain Le Hesran),
Максим Шахов.
Свет: Борис Эйфман, Глеб Фильштинский

Премьера: 12 января 2007 года

Балет «Чайка» Борис Эйфман посвятил 30-летию своего Театра. На основе произведения Чехова хореограф сочинил спектакль о конфликте поколений, цене успеха, столкновении старых и новых художественных форм.

Балет Эйфмана – пластическое размышление о творчестве, о возможных путях развития искусства. И в то же время – о многоликости любви, крушении иллюзий и творческом одиночестве. Эти темы, волновавшие Чехова и его героев, продолжают быть актуальными и сегодня. «Чайка» показала, что Борис Эйфман, предлагающий зрителю смелые трактовки классики, не боится рисковать и экспериментировать даже с таким сложным автором, как Чехов.

«Чайка» является в определенной степени новаторским спектаклем для уже устоявшегося авторского стиля Бориса Эйфмана. Балет синтезирует в себе накопленный за десятилетия творческий опыт хореографа и новые пластические решения, соединяя, казалось бы, несочетающиеся танцевальные стили – от неоклассики до хип-хопа. В этом спектакле внутреннее действие выражается чистыми хореографическими формами, что, несомненно, говорит о переходе хореографа на новую ступень в его творческой эволюции.

 

«Сохранив главные философские идеи, которыми наполнена чеховская «Чайка», мы перенесли действие из дачной усадьбы в балетный зал, в котором сталкиваются модный хореограф Тригорин и дерзкий новатор Треплев, а молодая танцовщица Заречная соперничает с прима-балериной Аркадиной. Проблематика идей о развитии искусства, о поиске новых форм, об истинных и мнимых ценностях,  о любви и карьере с особой остротой нашли выражение в нашем спектакле.

По первому впечатлению, балетная версия «Чайки» отличается от внешнего действия литературного произведения, но при пристальном взгляде обнаруживается неразрывная связь героев балета с чеховской пьесой.

Четыре главных героя, их необыкновенные судьбы  творческие и человеческие  обрели в нашем спектакле эмоционально-пластическое воплощение, выражающее наш взгляд на чеховское произведение. И на саму суть понимания театра.

Мы стремимся сохранить опыт, профессионализм Тригорина и страстность к новациям Треплева».

Борис Эйфман