Репертуар / Реквием

Балет Бориса Эйфмана в 2-х актах
Акт I на музыку Д. Д. Шостаковича, С. В. Рахманинова и этно-музыку,
посвящение А. А. Ахматовой
Акт II на музыку «Реквиема» В. А. Моцарта
Декорации: Семен Пастух
Костюмы: Ольга Шаишмелашвили
Свет: Борис Эйфман

Премьера: 27 января 2014 года
Премьера новой версии: 21 февраля 2018 года

Продолжительность: 2 часа
Спектакль идёт с одним антрактом

Этот спектакль имеет долгую историю создания. В 1991 году Борис Эйфман поставил на музыку «Реквиема» В. А. Моцарта одноименный одноактный балет – философскую притчу о вечном таинстве человеческой жизни. Спустя десятилетия Эйфман – художник «беспокойного» склада, находящийся в непрестанном поиске совершенных пластических форм, – вновь обратился к своей работе и создал на ее основе полномасштабный спектакль. Значительным образом переосмыслив хореографическую партитуру прежней постановки, он добавил в балет еще один акт, посвященный А. А. Ахматовой и сочиненный на музыку Камерной симфонии «Памяти жертв фашизма и войны» Д. Д. Шостаковича. Премьера состоялась 27 января 2014 года в Санкт-Петербурге и была приурочена к празднованию 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

В 2017 году Борис Эйфман дополнил первый акт «Реквиема» сценами на произведение С. В. Рахманинова «Литургия святого Иоанна Златоуста» и еврейскую музыку. Новая версия была триумфально представлена 21 февраля 2018 года в Монреале в зале Wilfrid-Pelletier центра исполнительских искусств Place des Arts. Премьера прошла в сопровождении хора и оркестра Большого канадского балета Монреаля.

«Перечитывая поэму «Реквием», я неизменно поражаюсь, насколько безудержна та боль, что пульсирует в строках Ахматовой. Снова и снова траурные образы «осатанелых лет» наполняют сердце. И вереницы погребенных заживо застывают в вечном ожидании у тюремных ворот…

Крику женщины, на чью долю выпали страшные испытания, в поэме Ахматовой вторят стоны тысяч несчастных матерей и жен. Эта симфония скорби не перестает звучать во мне. Священная боль не утихает.

Воистину: мир человеческих страданий бездонен. Но в самом течении жизни скрыта божественная непрерывность бытия, которую гениально воспел в своем «Реквиеме» Моцарт. Слушая его произведение, ощущаешь дыхание вечности. Тревоги и опасения исчезают, ты пронизан предчувствием вселенской тайны. Откуда я? Зачем я? Что есть я? Обращаешься к своей памяти. Это она вводит незащищенного юношу в мир, воскрешает испытания зрелости, мудрость и бессилие старости. Сколько злобы, клеветы и насилия в моей памяти… И сколько неувядающих прикосновений счастья, любви!..

Страдания, отчаяние, надежда – все это во мне, в каждом из нас. И погребальная песнь сливается воедино с моцартовским гимном жизни».

Борис Эйфман