Репертуар / Я – Дон Кихот

Балет Бориса Эйфмана
на музыку Л. Минкуса
Художник: Вячеслав Окунев

Премьера: 25 июня 1994 года (под названием «Дон Кихот, или Фантазии безумца»)
Премьера новой редакции: 17 августа 2010 года

Балет Бориса Эйфмана «Я – Дон Кихот» – совершенно новое переосмысление всемирно известного классического балета прошлого. Сохранив музыкальную партитуру, хореограф создает самобытное видение хрестоматийного драматического сюжета, вырываясь из рамок архаичных форм.

Герой Эйфмана своими фантазиями творит жизнь полную красоты и гармонии, радости и любви. Мир иллюзий – насыщен и светел, но его соприкосновение с горькой и мрачной реальностью грозит обернуться трагедией.

«Мы живем под обломками своих иллюзий. Человек в мечтах творит сюжет своей жизни, но фантазии и реальность, соприкасаясь, дают трагический эффект...

Я взялся за этот балет, потому что увидел в нем возможность сочетания вечной, неистребимой красоты, так необходимой людям, и действительности сегодняшнего дня. В новом спектакле Дон Кихот  один из обитателей сумасшедшего дома, и это не случайно: драматургическая модель балета взята из нашей жизни. Больной, представляющий себя Дон Кихотом, хочет одаривать людей добротой, заботой, любовью, но неужели это стремление  признак психического отклонения?.. Если так, то да здравствует фантазия безумца, дающая возможность хотя бы в мечтах выстроить мир по законам гармонии, способной преодолеть косность бытия и пошатнуть укрепившиеся позиции зла, в которое погружено человечество».

Борис Эйфман

Акт первый

Странны и жалки обитатели сумасшедшего дома. Но причудливее всех безумный мечтатель, чьи фантазии питает волшебный мир книг. Возомнив себя рыцарем Дон Кихотом, он заражает грезами о прекрасной Испании узников больничных палат.

Безжалостный свисток Доктора – и красочная иллюзия разрушена. Горькая реальность сжимается до тесноты больничных стен.

Но поток видений не остановить. Шаг... и больные уже в солнечной Барселоне. Здесь воплощение мечты безумца – очаровательная Китри, которую отец, трактирщик Лоренцо, собирается выдать замуж за знатного дворянина Гамаша. Безумец хочет помешать планам алчного отца. Его фантазии безграничны. И вот он – уже красавец Базиль, соперник богатого жениха.

Неожиданное появление вездесущего Доктора возвращает безумца в безрадостную действительность. Приказ Доктора - и все затевают игру в мяч, которая подчиняет себе мечтателя. Мяч лишает фантазии, превращается в зловещее наваждение. Спасение от него – в грезах о Барселоне.

Появляются Лоренцо и Гамаш. Отец настаивает: Китри должна выйти замуж за богача. Базиль инсценирует самоубийство. Как только Дон Кихот заставляет трактирщика благословить брак дочери с «умершим», юноша мгновенно «оживает».

Раздается ненавистный свисток, и прекрасные грезы рассеиваются. Мечтатель вновь оказывается посреди стен дома скорби.

 

Акт второй

Причудливы ночи в сумасшедшем доме. Больные то жадно внимают рассказам мечтателя, то внезапно впадают в ярость и безжалостно избивают его. В одну из ночей, когда жажда свободы особенно сильна, два безумца вырываются из-под гнетущего надзора Доктора и совершают побег. Неудержимое воображение мечтателя рисует грозных врагов – на них направлено рыцарское копье Дон Кихота.

Реальность современного города. Нравы грубы и жестоки. Неистовые пляски сменяются отчаянными схватками. Наивный мечтатель вмешивается в уличную потасовку и пытается прервать насилие. Его порыв вызывает ярость толпы, люди издеваются над безумцем. А ему в спасенной девчонке видится прекрасная Дульсинея. И он ведет ее в мир своей фантазии, где сбываются самые смелые мечты...

Красочная Барселона вновь открывается героям. Китри и Базиль празднуют свадьбу. Танцы фантасмагорической Испании так не похожи на пляски обитателей реального мира. Дон Кихот танцует со своей Дульсинеей. Минуты счастья пролетают незаметно, и он вновь остается один на один со зловещими фантомами, которых рисует его воображение.

Реальность неумолима. Печален путь возврата в обитель безумия. Замыкается круг... Но мир, созданный воображением мечтателя, неистребим.