Репертуар / Дон Жуан, или Страсти по Мольеру

Балет Бориса Эйфмана
на музыку В.А. Моцарта, Г. Берлиоза
Художник: Вячеслав Окунев

Премьера: 11 мая 2001 года

Борис Эйфман – хореограф-философ. Его волнуют проблемы современности, тайны творчества и магия гениев, которые раскрываются в его интерпретации судеб Чайковского, Мольера или балерины Ольги Спесивцевой. Погружаясь в такую темную и страшную сферу, как человеческая психика, Эйфман создает образцы сценического психоанализа. Он стремится показать экстремальное состояние человека, считая безумие своих героев не болезнью, а способностью проникновения в другие миры. Это помогает балетмейстеру раздвинуть рамки собственного воображения, демонстрируя фантазии своих героев; углубиться в наиболее интересующие его вопросы духовной и философской жизни человечества.

«В основе нашего спектакля  трагический контраст личной драмы Ж. Б. Мольера и насыщенной приключениями жизни его героя Дон Жуана, о котором сочиняет одну из своих лучших пьес французский комедиограф. Но как различны судьбы выдуманного героя и его творца…

В жизни Мольера на первом месте  творчество, выжимающее все силы, и его театр, с тяжелой каждодневной борьбой за успех у зрителей. Вся трагическая биография Мольера, все его страдания  в творчестве. Оно - отражение его жизни, сублимация личных переживаний, в нем сплетаются фантазия и реальность. Но при всем трагизме своего существования Мольер относился с юмором к себе и происходящим событиям. Это философ жизни, который через юмор умел передать несовершенство человеческой природы, самые драматические коллизии бытия и своей эпохи.

Вся жизнь Мольера была борьбой: выживание в жесткой конкуренции театров, постоянная битва с самим собой  при хрупком здоровье, мучивших его постоянных недомоганиях, он продолжал творить. И смерть стала его  лучшим спектаклем...

Свою юную жену Арманду Мольер сделал великой актрисой. Но она его не любила - лишь принимала его любовь. Арманда принесла много страданий в жизнь Мольера, но что является трагедией для творца? Великие трагедии рождают великих художников.

Герой Мольера Дон Жуан, как и его великий создатель, вроде бы ведет вечный поиск идеала. Но в Дон Жуане есть сатанинское начало, жажда разрушения. Он пришел на эту землю не столько искать идеальный женский образ, сколько испытывать Божий мир на прочность. Дон Жуан стремится разрушить миропорядок. Для него не существует ничего святого, его роль выходит за рамки искушения женщин  он искушает весь мир. И вызов Дон Жуана неминуемо оборачивается против него: героя настигает Божья кара.

Наш спектакль  о парадоксальной судьбе творца, в которой страдания перемежаются с радостью творческих откровений, капли пота орошают цветы, а жестокая Сцена требует крови – платы за талант создавать вечное…»

Борис Эйфман

 

 

Пролог

Милостивые государи!
Мучения окончились, и я наконец-то умер!
Похороны были так же беспокойны, как и вся моя жизнь.

Некоторое время не находилось даже места на кладбище, – увы! актерское ремесло презираемо обывателями и гонимо церковью. Но Его Величество, Король, повелел, и мое измученное докторами тело было предано земле.

Дописана пьеса, окончен спектакль, опущен занавес, горят поминальные свечи...

С рождения я носил имя Жан-Батист Поклен. Мой отец был обойщиком и мечтал, чтобы его сын унаследовал эту почтенную профессию. Но известность я приобрел, как Жан-Батист Мольер – директор королевской труппы Пале-Рояля, сочинитель комедий и актер.

Да... Нелегко было добиться успеха на театральных подмостках во времена царствования славного Короля-Солнце Людовика. Он одаривал меня своей благосклонностью, но порой забывал, к прискорбию, именно в моменты гонений. Нашей актерской семье пришлось изрядно поскитаться по дорогам Франции в разбитых повозках. Мы показывали спектакли, где придется, прежде чем навсегда остались в Париже.

Но рядом всегда была Мадлен! Моя Мадлен! Красивая женщина, великолепная актриса. Она, несмотря ни на что, оставалась верным другом и поддерживала в самых трудных жизненных ситуациях, – во всех, кроме одной, когда я захотел жениться на ее дочери, Арманде... Этот брак разбил сердце Мадлен, да и мне не принес счастье. Что может быть смешнее больного ревнивого мужа, сносящего увлечения молодой кокетливой жены. С болью я наблюдал, как сотворенная мною прекрасная актриса и любимая женщина, становится чужим человеком. И когда мне встретилась старинная испанская пьеса о любовных похождениях знатного испанского идальго Дон Жуана, я понял, что должен создать новый спектакль. Это была нелегкая работа! Дон Жуан нарушал все земные и небесные законы дерзко и бессердечно. Я завидовал его победам и наслаждался ими, порой он пугал меня, своего создателя, и тогда хотелось, чтобы истинная любовь преобразила его душу. И на пороге вечности встретил бы ту, единственную, которую любил...

Но мы были и похожи друг на друга! – оба любили женщин и славу. Хотя моей главной страстью был Его Величество Театр: моя радость и боль, моя жизнь и моя смерть!

Именно герои моих забавных и немного грустных пьес, заставлявших Вас смеяться и плакать, сделали так, чтобы я и сегодня незримо присутствовал в зрительном зале.

И смерть оказалась бессильной перед громким и заразительным смехом.

С почтением,
Всегда Ваш

Акт первый

Скрипит гусиное перо. Мольер пишет новую пьесу. Воображение художника создает образ испанского идальго. Он обольстителен и дерзок. Его имя – Дон Жуан.

Молитвенный покой женского монастыря. Но ничто не остановит Дон Жуана, пожелавшего туда проникнуть. Несмотря на протесты своего слуги, Сганареля, он принимает облик смиренной послушницы. Странная монашенка вносит в души сестер господних незнакомое им смятение. Главная же цель – Прекрасная Эльвира. Какой страстной оказалась эта монастырская затворница!

Ветхое кресло, тепло побитого молью пледа, уютные объятия Мадлен – мгновения покоя. Но снова и снова Мольера тревожат бесчисленные персонажи будущих комедий. В театре все подчинено его крепкой руке. Один жест и актер превратился в дряхлого старика, увивающегося за юной кокеткой, взмах палкой – и пылкий мушкетер вступил за нее в поединок. Забавная получается вещица! но как беспомощны артисты. Мольер в бешенстве. И только Мадлен умеет укротить его гнев. Возвращается спокойствие, жажда творить. Он создает настоящий спектакль! Юная дочь Мадлен, Арманда, сыграет в нем интересную роль. А уж Мольер сумеет вылепить из нее необыкновенную актрису. Но девушка слишком резва, и Мадлен уводит не по годам любопытную Арманду. Нелепо, глупо, но как прекрасен этот ребенок...

Испанская деревня. Грубоватое кокетство крестьянок вносит разнообразие в вечные поиски Дон Жуана. Какая простая девушка не мечтала выйти замуж за дворянина?! С легкостью Дон Жуан обещает жениться сразу двум. Тем более, Сганарель справится с обязанностями священника и обвенчает кого угодно...

Мольер в недоумении. Как можно так бездарно выполнять его пьесу. Он готов сам сыграть за Дон Жуана, крестьянку, Сганареля – за всех... Но пьеса должна быть написана в срок. Его театру нужен новый спектакль...

Коварный обман раскрыт. Дон Жуан ловко исчезает, а праведный гнев всей деревни обрушивается на беднягу Сганареля. Но не только разъяренные крестьянки преследуют обольстителя. Покинувшая монастырь Эльвира, тоже ищет незнакомца в маске. Дон Жуан задумывает новую проделку. С помощью золотых монет, он убеждает побитого Сгаранеля исполнить роль своего хозяина. И слуга оказывается в страстных объятиях Эльвиры. Маска Дон Жуана завораживает любое женское сердце и безжалостно разбивает его.

Жестокий искуситель бросает вызов самим небесам и вот уже пристальный взор инквизиции неотступно следует за ним. Дон Жуан смеется над этим, но Мольеру страшны химеры реальной жизни. Он трагически одинок среди призрачного мира масок из прошлого и настоящего. Лишь глаза Арманды дарят ему иллюзию счастья. Стремителен бег клоунского свадебного картежа, и даже отчаянье Мадлен не в силах его остановить!..

 

Акт второй

Звон стальных клинков – в неравном бою свирепые разбойники одерживают вверх над офицерами и их Командором. Он же готов погибнуть, защищая жизнь и честь своей жены Донны Анны. Безрассудство Дон Жуана спасает их жизни. Благодарный взгляд прекрасной Донны Анны будит в душе вечного соблазнителя новую страсть.

Бал в замке Командора. Среди гостей незнакомец, лицо которого скрывает маска, но горящий взгляд неотступен от Донны Анны. Страстный поцелуй опаляет ее руку. Командор останавливает наглеца, но падает сраженный собственным кинжалом. Маска сорвана... Таинственный убийца – Дон Жуан!

Трудно сочиняется новая пьеса. Бесчисленные победы лишили Дон Жуана чувства любви. Ничто не тревожит его душу. Мольер завидует своему герою – его умению подчинять и покорять женщин, оставаясь свободным от их чар. В жизни все иначе. Арманда ветрена и капризна. Мольера мучает безумная ревность, но он бессилен что-либо изменить. Лишь верная Мадлен успокоит истерзанную душу и заботливо накроет пледом уставшее тело... Рождаются видения, в которых Мольер отдает холодному Дон Жуану свое сердце, умевшее любить и страдать...

Судорожно сжимает кинжал рука Донны Анны. Возмездие настигнет убийцу ее мужа. Но дьявольская страсть Дон Жуана лишает Донну Анну последней решимости. Он близок к победе... Но преданная Донна Анна не поддается искушению, и острие кинжала обрывает ее жизнь. Никогда еще Дон Жуану не было так больно...

Стремительно ложатся строки на бумагу. Пьеса близится к развязке. Но вокруг царит веселая пирушка. Арманда блистает в толпе поклонников, купается в страстных взглядах мужчин и жаждет их объятий. Вечно ищущий и скучный Мольер дать ей этого не в состоянии.

Напрасны попытки Сганареля пробудить в хозяине прежние чувства – Дон Жуан потерял вкус к жизни. Его не радуют даже кокетливые красотки. Лишь призрак прекрасной Дамы влечет и манит за собой. Дон Жуан бросается за ней – навстречу бездонной Вечности...

Дерзкий спектакль запрещен. Мольер болен, неизлечимо болен. Актеры в смятении. Но нет ничего сильнее желания творить. И вот уже новые герои требуют своего воплощения. Смех – вот спасение! Смейтесь над ложью и глупостью, над жадностью и злостью... Смейтесь, смейтесь, смейтесь даже над моей смертью, господа!